«Человек-фантастика»

Изображение

Беляев А.
Беляев А.Р.
А.Р. Беляев
Дата мероприятия: 
пятница, 14 март, 2014 - 13:00

Книжная выставка к 130-летию со дня рождения А.Р. Беляева

Знакомство с произведениями Александра Романовича Беляева – это открытие удивительного мира приключений, фантастики, тайн природы, расследование человеческих преступлений, борьба добра и зла в самых различных обликах и ситуациях.

За пятнадцать лет писательского труда он создал семнадцать романов, десятки рассказов, множество очерков. Наибольшую известность ему принесли научно-фантастические романы. Литературоведы относят Александра Беляева к числу основоположников советской научной фантастики, некоторые его коллеги по перу называли Беляева «советским Жюлем Верном», сравнивали с Гербертом Уэллсом. И это не было преувеличением или лестью. Писатель обладал незаурядным дарованием создателя ярких образов героев, динамичных ситуаций и эпизодов.

Отличительными чертами его произведений являются острый сюжет, динамика повествования, контрастно выписанные характеры героев, романтические коллизии, сочетание элементов детектива, занимательной канвы развития действия и богатого познавательного, научного материала. Жанровая палитра фантаста весьма разнообразна. Внимательное знакомство с его романами позволяет выделять разные подвиды в общем фантастическом направлении. В частности, активное использование такого сюжетного приема, как расследование преступлений или обстоятельств гибели людей, позволяет выделить подвид «Фантастического детектива», основы которого также заложил Александр Беляев, писатель богатой эрудиции, зрелого творческого почерка и человек необычайной, трагической судьбы, перипетии и обстоятельства которой наложили свой отпечаток на его творчество.

4 марта (по старому стилю) 1884 года, как отмечали тогдашние календари, «в день Блаженного Василия, князя ростовского, убиенного татарами», в древнем русском городе Смоленске в семье священника Романа Петровича Беляева родился сын, нареченный по настоянию матери Александром. Уклад жизни в семье был таков, что отец с детства прочил сыну духовную карьеру и поэтому на одиннадцатом году жизни отдал его в Смоленскую духовную семинарию, которую тот окончил в 1901 году. Но священником Александр не стал. Богатое и живое воображение, мечтательность, разнообразные дарования и способности толкали его с детства к поиску себя в разных сферах деятельности. Мальчишкой он беззаветно мечтал научиться летать. Мечтатель, для которого не существовало понятия «невозможно», смастерил зонтик и спрыгнул с ним с крыши сарая. Хотел без крыльев взлететь, но упал и ушибся, однако мечтать и увлекаться мечтою не перестал. Александр много читает, особенно любит приключенческую литературу, пробует свои силы в живописи, музыке.

Во время летних каникул он, одержимый театрал, играет в домашних и любительских спектаклях. Перед окончанием семинарии он с той же страстью увлекся фотографией. Для того чтобы заработать деньги на продолжение образования после окончания семинарии, он подписывает на зиму 1901/02 года контракт с театром смоленского Народною дома, играет, и небезуспешно, роли в различных спектаклях.

Вскоре Беляев поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле, существовавший на правах университета. Одновременно учится в консерватории по классу скрипки. Чтобы зарабатывать деньги на учебу, он играет в оркестре цирка, рисует театральные декорации, занимается журналистикой. После окончания лицея Александр снова в Смоленске, где занимается юридической практикой, сначала в качестве помощника, а затем – присяжного поверенного. Но не только судебные разбирательства его интересуют. Он активно выступает в качестве музыкального критика и театрального рецензента в газете «Смоленский вестник».

Не покидает Беляева и мечта о путешествиях, которую он смог осуществить в 1913 году. Накопив денег, Александр отправляется в путешествие: Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция, Генуя... Несколько месяцев, проведенных там, дали будущему писателю запас впечатлений на всю жизнь. Он поднимается к кратеру вулкана Везувий, летает на гидроплане, плавает на гондолах по узким каналам Венеции, бродит по раскопанным улицам Помпеи, посещает знаменитый замок Иф в Марселе, а в Риме – мрачный квартал бедняков Сан-Лоренцо.

По возвращении на родину Беляев оставляет юриспруденцию и занимается сначала театральной деятельностью, а затем журналистикой: сотрудник, а вскоре – редактор газеты «Смоленский вестник».

В конце 1915 года его поразила тяжелая болезнь – туберкулез позвоночника. Несчастья посыпались со всех сторон: потеря работы, уход жены, неподвижность. Врачи и близкие считают, что Беляев обречен. Надежда Васильевна, мать Александра Романовича, оставив дом, увозит сына в Ялту. Почти все время он вынужден быть в постели, а с 1917 по 1921 год – в гипсе. Время самое тревожное революции, гражданская война, разруха, голод. В 1919 году умирает его мать, положение еще более усугубляется.

Однако болезнь и неподвижность не сломили воли Александра Романовича. Он много читает, изучает иностранные языки, интересуется медициной, биологией, техникой, историей, следит за достижениями науки. Годы полной неподвижности стали годами интенсивнейшей интеллектуальной работы, самообразования и осмысления жизни. Позже в произведениях писателя неоднократно используется такой сюжетный прием, как неподвижность физическая главного героя и мобильность его мысли (романы «Голова профессора Доуэля», «Чудесное око»). Вот что писал сам Беляев в статье «О моих работах»: «Могу сообщить, что „Голова профессора Доуэля" – произведение в значительной степени... автобиографическое. Болезнь уложила меня однажды на три с половиной года в гипсовую кровать. Этот период болезни сопровождался параличом нижней половины тела. И хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни „головы без тела", которого я совершенно не чувствовал, – полная анестезия. Вот когда я передумал и перечувствовал все, что может испытать „голова без тела"»...

В 1921 году началось улучшение здоровья, первые шаги больного. Его подняли на ноги воля к жизни, помощь и любовь девушки – Маргариты Константиновны Магнушевской, – на которой Беляев позже женился. В 1922 году он уже работает, сначала инспектором по делам несовершеннолетних в уголовном розыске в Ялте, затем воспитателем в детском доме. Через год – переезд в Москву.

1925 год Беляев назовет для себя удачным. Год рождения первой дочери – Людмилы. Год рождения Беляева-фантаста. Он закончил первый вариант «Головы профессора Доуэля»; произведение было опубликовано в журнале «Всемирный следопыт».

Двадцатые годы для писателя – это годы интенсивного литературного труда и частых публикаций. Его имя становится хорошо известным читателям журналов «Вокруг света», «Знание – сила», «Уральский следопыт» и других. В эти годы Александр Беляев создал замечательные романы «Властелин мира», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо», удивительные рассказы, впитавшие в себя юмор, фантастику и элементы детектива. В эти же годы его, еще с детства мечтавшего о полетах, увлекает идея проникновения человека в космическое пространство, он фундаментально изучает работы и идеи К.Э. Циолковского, который, кстати, написал предисловие ко второму изданию романа Беляева «Прыжок в ничто».

Однако в начале тридцатых годов происходит определенный сбой активности писателя. Это можно объяснить той обстановкой, которая стала складываться вокруг него. Беляеву стали предлагать «новые» темы и принципы фантастических произведений. К примеру, такие: «Напишите о колхозах». Видя его неотзывчивость на такие предложения, стали ругать за идеи, оторванные от задач «текущего момента». Словом, писателя толкали к романтизации и популяризации того, что уже кем-то придумано и кем-то одобрено, а он вновь и вновь искал необычное, устремлялся мыслью к неизведанному. Нельзя не изумляться мужеству Беляева-писателя. На протяжении десяти лет критика прилагала усилия, чтобы «быстро и энергично обезопасить» – по выражению автора одной из разгромных статей – «читателя от его фантастики». В 1932 году Беляев нигде не печатается. Переехав в Ленинград, он отправляется по набору предприятия «Ленрыба» работать в Мурманск. Нет, не в качестве корреспондента или литератора в творческую командировку, а в качестве рыбака на тральщик. Не от хорошей жизни больной, далеко не молодой уже писатель отправляется в поисках заработка на Север, в рыбачьи артели.

Но и этим поворотом судьбы не сломлен его дух. Он пишет в своем стиле, создает фантастические романы «Ариэль», с воплощением идеи летающего человека, «Звезда КЭЦ», посвященный памяти Циолковского, «Лаборатория Дубльвэ» – о нравственных и социальных аспектах научной деятельности.

Последние годы Беляев жил в городе Пушкине под Ленинградом, где в то время жили и такие писатели, как Алексей Толстой, Вячеслав Шишков, Ольга Форш, Юрий Тынянов, Всеволод Иванов.

К началу Великой Отечественной войны здоровье его вновь ухудшилось. Через несколько месяцев в Пушкин вошли немцы. Вновь разруха, голод. Гестаповцы роются в книгах и бумагах Беляева. Жена прячет рукописи, которые должны увидеть свет. Александр Романович больше не встает. Он умер в оккупированном фашистами городе 6 января 1942 года от голода и болезни, но с верой в то, что русский народ не покорится агрессорам.

Сегодняшние изменения в нашей жизни заставляют по-новому взглянуть на многие события и явления. В частности, на фантастическую и приключенческую литературу. Заставляют признать за ней право на жизнь, отмечая ее плодотворную роль в воспитании у молодежи творческого воображения и поиска, в пробуждении способностей созидать и мечтать, в тренировке логического и образного мышления. Именно такую роль выполняют произведения Александра Романовича Беляева, воплощая в себе зерна разных направлений фантастики, которые потом дали ростки в творчестве последователей первых советских фантастов. У Беляева представлены и роман-предупреждение, и роман-памфлет на основе социальной фантастики, и фантастический детектив-расследование. Правда, сегодня нет ясного определения, что такое фантастический детектив и насколько значительное место он занимает в творчестве писателя. Можно спорить о том, чего в романах и повестях больше – научной фантастики или фантастического детектива и что такое синтез этих двух начал. Но можно избрать другой путь – перелистать страницы этой книги и окунуться в стихию приключений, появившихся в 20—30-х годах благодаря чудесной фантазии, богатой эрудиции и остроте ума прекрасного писателя Александра Романовича Беляева.

В. Жариков, 1991

 

Виртуальная справочная служба

Новинки

Новости - архив

Последние материалы

bursa escort bayan gorukle escort
bursa escort bayan gorukle bursa escort bayan
bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan alanya escort antalya escort eskişehir escort mersin escort alanya escort bodrum escort havalimanı transfer
canlı bahis yap kaçak iddaa oyna illegal iddaa oyna illegal bahis siteleri illegal bahis oyna bahis siteleri
anal porno izle türbanlı porno izle travesti porno izle türk porno izle hd porno izle mobil porno izle