- 2234 просмотра
Книжная выставка к 175-летию поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Идею "Мертвых душ" "не совсем охотно уступил" Николаю Гоголю поэт Александр Пушкин. Впервые изданный в мае 1842 года, по словам автора, "предлинный сильно смешной роман", вскоре стал восприниматься как одна из самых "удивительных" (Герцен) русских книг. В ней без преувеличения воплотилась вечная суть России. В "Мертвых душах" "есть слова примирения, есть предчувствия и надежды будущего, полного и торжественного, но это не мешает настоящему отражаться во всей отвратительной действительности". Русский читатель конца XIX - начала XX века видел гоголевскую Россию глазами выдающихся художников-иллюстраторов того времени, степень мастерства которых в работе с великой поэмой осталась непревзойденной. Впервые под одной обложкой - классический образ классического произведения русской литературы, созданный живописцами прошлого.
Готовя "Мертвые души" к первому изданию, Гоголь нарисовал обложку для своей будущей книги. Слово "поэма" выделено самыми крупными буквами и окаймлено головами двух богатырей. Это был как бы подзаголовок, имевший своей целью помочь читателю правильно понять истинный смысл произведения. Весь рисунок знаменитой обложки - бричка Чичикова, бутылки, бокалы, танцующая пара и вьющиеся вокруг причудливые завитки с зловещими черепами,- весь этот рисунок сделан черным по светло-желтому. И лишь слово "поэма" нарисовано белым по-черному. Обложка хорошо иллюстрировала основную мысль Гоголя. Черной силе "мертвых душ" противостояло светлое, жизнеутверждающее начало - мечта о счастливой России и свободном русском человеке. Гоголь, подобно Данте Алигьери, предполагал сделать поэму трёхтомной, и писал второй том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова. Работу над вторым томом Гоголь начал предположительно в 1840 году. Работа над ним продолжалась в Германии, Франции и, главным образом, в Италии в 1842—1843 годах. В конце июня или в начале июля 1845 года писатель сжёг рукопись второго тома. При работе над вторым томом значение произведения в представлении писателя вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически не реализуемым. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг беловую рукопись второго тома (единственным свидетелем был слуга Семён) и спустя десять дней умер. Черновые рукописи четырёх глав второго тома (в неполном виде) были обнаружены при вскрытии бумаг писателя, опечатанных после его смерти
Материал сайта: https://www.livelib.ru/book/1001461471-mertvye-dushi-nikolaj-gogol