- 938 просмотров
Жизненный и творческий путь русского поэта Константина Николаевича Батюшкова отмечен неким несоответствием. Анакреонтическое направление в отечественной литературе, к которому относились произведения поэта, было отмечено лирикой воспевающей радости, веселья, свободы, любви к женщине. Вместе с тем в стихах поэта присутствует глубочайший трагизм от восприятия жизни, как свидетельство разочарования ее смыслом. В ряде стихотворений звучит тоска, исполненная глубоким страданием. В. Белинский, высоко ценивший поэзию Батюшкова, подчеркивал особенность самобытности его поэзии, повлиявшей на творчество Пушкина. Глубокая лирика Батюшкова, испытанная временем, и в наши дни воспитывает эстетическое восприятие и благородство души.
Мечта, стремление от мира реальной жизни к миру иному, противостоящему в своем достоинстве действительности, но миру «незнаемому». Реальная русская действительность его ни в малой степени не вдохновляла. Настроением разочарованности и скуки он заболел в самые цветущие лета и чем более зрелым становился как человек и как поэт, тем мучительнее страдал от этого неизбывного настроения.
Значение Батюшкова в истории русской литературы и главная заслуга его заключается в том, что он много потрудился над обработкой родной поэтической речи и придал русскому стихотворному языку такую гибкость, упругость и гармонию, каких еще не знала до тех пор русская поэзия. По мнению Белинского, совершенство пушкинского стиха и богатство поэтических выражений и оборотов было в значительной мере подготовлено трудами Жуковского и Батюшкова. В руках Батюшкова русский язык, действительно, является послушным орудием, и искусство владеть им никому из современников, кроме Крылова, не было доступно в равной с ним мере. Красота и совершенство формы, правильность и чистота языка, художественность стиля составляют главное достоинство стихотворений Батюшкова. Безукоризненность отделки каждого стихотворения составляло постоянную заботу Батюшкова; над каждым словом он работал упорно и мучительно: «Я слишком много переправляю. Этой мой порок или добродетель?».
Батюшков прежде всего старался быть искренним и избегать всего натянутого, надуманного, искусственного. Он понимал, что чем искреннее будет его творчество, тем вернее достигнется высокое, облагораживающее значение поэзии — «живи, как пишешь, и пиши, как живешь». В письме Жуковскому Батюшков писал: «Во всем согласен с тобой насчет поэзии. Мы смотрим на нее с надлежащей точки, о которой толпа и понятия не имеет. Большая часть людей принимает за поэзию рифмы, а не чувство, слова, а не образы». Г. А. Гуковский отметил, что слово у Батюшкова работает не своими прямыми словарными значениями, но смысловыми ассоциациями.