- 1385 просмотров
«...Вот необычайное стечение обстоятельств! Как все это произошло? Почему случилось именно это, а не что-нибудь другое? Кто обрушил все эти события на мою голову? Я должен был идти дорогой, на которую я вступил, сам того не желая, и я усыпал ее цветами настолько, насколько мне позволяла моя веселость. Я говорю: моя веселость, а между тем в точности мне неизвестно, больше ли она моя, чем все остальное, и что такое, наконец, «я», которому уделяется мною так много пренебрежительного внимания...» Пьер Огюстен Карон де Бомарше
Бомарше… Не все знают у нас, как жил этот человек, не все знакомы с его «Мемуарами», с его первой драмой «Евгения», с его либретто оперы «Тарар», но кто не читал, не видел на сцене «Женитьбы Фигаро» или «Севильского цирюльника»? В 1980 году французский критик Гюстав Ларруме сказал о Бомарше: «Как человек, Бомарше стоит во втором ряду, зато его творчество - в первом».
В 1765 году Пьер Огюстен Бомарше в возрасте 35 лет выступает с первым своим произведением - драмой «Евгения». Свою драму он показал знаменитому редактору знаменитой «Энциклопедии», Дидро улыбнулся и сказал: «Ах, мой дорогой Бомарше, вы не знаете, в какое осиное гнездо суете голову». Вступление в литературу было трудным, острые шипы критики сразу дали себя почувствовать.
Любовь к театру побудила его написать две драмы – «Евгения» (1767) была встречена благожелательно, «Двух друзей» (1770) ожидал сокрушительный провал. А громкий успех «Севильского цирюльника» (1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в «Театр Франсе» 23 февраля 1775 года пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» (1816).
Фигаро - самый яркий литературный образ, созданный драматическим искусством XVIII в., воплощение предприимчивой инициативы третьего сословия, его критической мысли, его оптимизма. Заслуга Бомарше, художественно воссоздавшего этот тип, сообщившего ему многие свои взгляды и стремления, заставившего его отозваться на жгучие вопросы французской действительности, хотя бы замаскированной мнимо-испанским нарядом, остается, тем не менее, несомненной.
«Я скажу вам, мои дорогие современники, что я не знаю другого века, в котором я предпочел бы родиться, другой нации, которой я предпочел бы принадлежать». Пьер Огюстен Карон де Бомарше