- 845 просмотров
Римма Федоровна Казакова – представительница плеяды поэтов-«шестидесятников», выдающегося поколения советской поэзии. Она работала над переводами стихов с языков народов СССР (переводила с абхазского, кабардинского, литовского, таджикского, прочих языков). Стихи Риммы Казаковой стали текстами десятков популярных песен советской эстрады, которые исполняются и сегодня. Помимо творчества, после распада СССР она активно занималась общественной деятельностью (придерживалась либеральных позиций). С 2008 года в России вручается премия «Начало» имени Риммы Казаковой – она предназначена для молодых поэтов.
Жизнь Риммы Казаковой протекала, как и у большинства советских людей того времени – военное детство, послевоенная жизнь в голодном Ленинграде, учеба на историческом факультете Ленинградского государственного университета, нелегкий быт на Дальнем Востоке после окончания университета. Семь лет она жила на Дальнем Востоке в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Потом была Москва, в которой она осталась навсегда. Но в Москве была только прописана, а находилась фактически далеко от нее. Она объездила весь Советский Союз, весь мир, не была только в Австралии. Все деньги, которые зарабатывала, тратила на путешествия. Но всегда боялась, по выражению одного писателя, стать «чемоданом с наклейками». Она редко писала о тех местах, где бывала, по ее словам, «только если уж сердце было задето». Ее любимая страна - Монголия. Даже монголы не понимали, за что она так любит их страну. Римма им объясняла: «Монголия - она такая изначальная. Там такая природа! И человек без всех этих небоскребов, без сложных экономических и прочих отношений чувствует и понимает себя гораздо больше. Там тихо и можно заглянуть в себя».
Первые стихи Казаковой были опубликованы в 1955 году, а уже в 1958 году вышел первый сборник ее стихов «Встретимся на Востоке».
«Она ворвалась в шумную компанию шестидесятников с Дальнего Востока, произвела фурор - красивая, заводная, талантливая!..», - вспоминают о ней друзья.
Римма Казакова была именно поэтессой, не поэтом. Потому что она не стеснялась быть поэтессой, быть женщиной, она именно хотела быть женщиной. Она и была ей. Всю свою жизнь она и жила любовью, в ожидании любви, в расцвете любви, в трагедии любви. Как часто бывает, такие страстные натуры часто бывают внешне несчастливы. Их любовь заканчивается печально. Но сама безответная любовь – это такое счастье, которое дается не каждому, и поэтому Римма Казакова, при всех ее житейских драмах и трагедиях, была до конца жизни счастливым человеком. Она и в 70 лет писала стихи о любви. Именно любовь требовала от нее активной жизни, активной поэзии. Для нее никогда поэзия не была элитарным занятием, неким хобби, это какая-то гармония человека и общества, тела и души, чувств и разума.
Поэт Александр Бобров писал о Казаковой: «Неотразима и неуязвима завидной уязвимостью своей…». Она доверяла перу самые тайные движения души, свои слабости и грехи, свои страсти.
У Казаковой вышло более 20 сборников стихов: «Там, где ты» (1960), «В тайге не плачут» (1965), «Пятницы» (1965), «Елки зеленые» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Сойди с холма» (1984), «Избранные произведения» в 2 т. (1985) и др. Благодаря характерной напевности многие творения Казаковой стали эстрадными шлягерами. Песни на ее стихи писали Александра Пахмутова, Игорь Крутой, Владимир Шаинский, а среди спевших их были Александр Серов, Валентина Толкунова, Майя Кристалинская, Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Ирина Аллегрова и другие. Разные композиторы, разные певцы… Проще было бы назвать тех, с кем она не успела поработать. Почти у каждой звезды есть хотя бы одна ее песня.