Изображение

Мясоедов Г.Г.
Дата мероприятия: 
пятница, 18 апрель, 2014 - 13:00

Мясоедов Г.Г. (1834-1911)

 Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду.  В детстве мальчик много читал,  часто рисовал. Отец всячески поощрял его интерес к художеству.

Свое обучение будущий художник начал  в Орловской  гимназии, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков.

 В 1853 году он поступил в Академию Художеств. Непростая ситуация сложилась между художником и его отцом. Отец полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный в 1857 году с натуры портрет отца примирил их.

 В 1861 году за полотно «Поздравление молодых в доме помещика», Мясоедов получил малую золотую медаль.

 В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был поощрен пенсионерской поездкой.

В 1863 году он посетил Италию, Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме он занимался в частной Академии.

 В 1867 году он живет во Флоренции, где знакомится с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, и с семьей художника Николая Ге. Здесь же он создал  картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».

 В 1869 году он вернулся в Россию. В Москве пишет  картину «Заклинание», за которую получил звание академика.

 В конце 1860-х годов, находясь за границей,  Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. 16 декабря 1870 года состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет.

29 ноября 1871 года  в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове.

 Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота», а в марте 1872 года открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает». Эта картина принесла успех художнику. В картине  раскрыта главная  задача передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым.

 Действие картины разворачивается в тихом  провинциальном городишке. У подъезда земской управы расположилась  группа крестьян. Один крестьянин дремлет, а другие спокойно едят скудный обед. Рядом, в самом доме, только что отобедали господа.  Через открытое окно видно как лакей  старательно вымывает посуду, множество бутылок и графинов. В картине изображена бедность в контрасте с богатством. Главными героями картины становятся крестьяне. Художник запечатлел разнообразие их характеров, их особую красоту и душу.

 В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине  раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

 В 1876 году художник переселился на хутор близь Харькова. Он увлекся садоводством  и огородничеством. С этого момента можно отметить начало спада в его творчестве. Меняется его отношение к крестьянской жизни. Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции.

 В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

В 1882-1884  художник работает над историческим полотном «Самосожигатели». В нем художник  изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе.

  В 1880-е годы  Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

 В 1880-е пейзажи Мясоедова получили признание публики. Он выбирал простые мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины.

 В конце 1880-х Мясоедов живет в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. Осенью и зимой художник уезжал  в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы».

 В 1890-1900 годах в его произведениях чувствуется  влияния салонной живописи. Художник много работал в графической технике. Он создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Он также организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству.

 Как и многие передвижники Мясоедов в 1890-е года пережил кризис. Он  осознавал, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».

 Умер Григорий Григорьевич в 1911 году, в своем имении Павленки близ Полтавы.

 Источник: http://bibliotekar.ru/k98-Myasoedov/index.htm