Творческая встреча с Сергеем Элояном

Иркутские школьники, побывавшие в музее книжных коллекций Гуманитарного центра имени семьи Полевых, конечно же, обратили внимание на портреты основателей известной творческой династии – Николая и Ксенофонта Полевых. Автор этих картин – иркутский художник Сергей Элоян. Доцент кафедры архитектурного проектирования ИрГТУ, заслуженный художник России, получил авторскую премию губернатора Иркутской области за достижения в сфере культуры и искусства в 2013 году за цикл иллюстраций к подарочному изданию повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Работы представлены на выставке в Гуманитарном центре.

    «Графику художника отличает своеобразная техника – в ее основе – мозаичная и орнаментальная составляющая», - отметила ведущая встречи Марина Гаджиева, открывая выставку и знакомя школьников с Сергеем Элояном.

    «То, что вы видите на выставке – чуть меньше половины всех вошедших в книгу иллюстраций, часть оригиналов сегодня – в музеях, на других выставках, - рассказал автор картин, - делал я иллюстрации в достаточно простой технике обычной профессиональной акварелью и тонкой кисточкой старался, насколько мог, тщательно выполнять рисунок».

   Сергей Элоян рассказал, как несколько лет назад большая творческая группа отправилась в путешествие по реке Ангаре из Иркутска до Богучан. В составе экспедиции были писатель Валентин Распутин, литературный критик Валентин Курбатов, издатель Геннадий Сапронов. Их сопровождала киносъемочная группа московских документалистов во главе с режиссером Сергеем Мирошниченко. По итогам поездки был снят двухсерийный фильм «Река жизни», он неоднократно демонстрировался по каналу «Культура» и «Россия». Фрагмент из фильма показали зрителям.

     «Мы, конечно, делали остановки, и на родине В. Распутина, и в деревнях, которые должны уйти под воду, а частично уже ушли. Под впечатлением от этой поездки я находился достаточно долгое время: затопление – это всегда большая трагедия для людей, которые там проживают, как и многие поколения их предков. Воспоминания остались, могилы - это серьезная вещь», - сказал Сергей Норикович.

    «И эта тема была жива во мне. И когда по такой хорошей традиции Министерство культуры и архивов Иркутской области решило к юбилею Распутина выпустить подарочное издание, я предложил повесть «Прощание с Матерой», которая наиболее была мне близка. И при поддержке Министерства у нас эта работа получилась», - рассказал художник.

      Сергей Элоян представил футляр книги – его оформление подчеркивает трагичность произошедшего, он сделан в виде сруба сгоревшей уже крестьянской избы и через окно мы видим ту Матеру, которая когда-то была и которая навсегда ушла под воду.

     На экране крупным планом появлялись иллюстрации к повести, а художник их комментировал для юных читателей: «И мы видим здесь портрет Валентина Григорьевича, он необычно решен - как бы в осколке зеркала уже в брошенной избе пустой…  А здесь - одна из заключительных иллюстраций повести, она посвящена тому моменту, когда Дарья готовит свою избу к затоплению, сожжению, и она ее полностью убирает, белит, моет, вычищает, чтобы она в чистоте ушла как бы в мир иной… А это – листвень, центральный образ, гигантское такое дерево, которое растет на острове, и оно как бы соединяет небо и землю и является неким гвоздем, которым прибит к земле этот остров Матера. И листвень выстоял, как его ни пытались срубить, сжечь. А вот – сцена на кладбище….  А это – еще один персонаж повести, на который я даже не обратил внимания, когда читал впервые повесть в 70-х годах. А сейчас он меня привлек - нехарактерный для творчества Распутина совершенно такой мифологический персонаж, который тоже переживает все эти события, что-то вроде домового, который является хозяином этого острова…».

  «Когда подойдете поближе к картинам, обратите внимание, насколько до мельчайших крапинок прорисована каждая травинка, каждый цветочек, и вот эта техника мазка – мелкого, как песчинка, дает повод думать, что эти иллюстрации пишутся длительное время, - отметила М. Гаджиева, - Сергей Норикович, как долго вы работали над иллюстрациями в такой вот технике?».

   Художник ответил - четыре месяца, такая техника требует кропотливости, ведь любая небрежность   при печати становится заметна.

     Зрителям показали еще один видеофильм, как ровно год назад в Москве открывалась выставка иллюстраций Сергея Элояна к повести В. Распутина.

     И еще один отрывок из документальной ленты о работе художника по росписи одного из иркутских православных храмов – Князе-Владимирского, самого большого не только в нашем городе, но и в Иркутской области.

    «Таких храмов в России, может, считанные единицы, и достаточно сложно для него систему росписи разработать, у меня получился долгим период подготовки. Я читал книги специальные, изучал, как похожие задачи в других храмах решаются, по-своему все перерабатывал, осмысливал на бумаге. И уже приблизительно с полгода как я приступил к росписи, и уже сейчас работаю непосредственно в храме», - пояснил С. Элоян.

    Зрители посмотрели отрывок, запечатлевший работу художника на большой высоте под куполом храма, ребят интересовало, не боится ли Сергей Норикович высоты?

    «Сначала страшно было, - признался он, -  а потом вообще забываешь об этом, престаешь ощущать пространство, и не замечаешь этой высоты, просто думаешь только о работе, по памяти двигаешься: сюда можно ногу поставить, а сюда - нельзя, здесь можно опереться, а здесь – нет...».

    Наша читательница, общественница, бывший директор музея БратскГЭСстроя, депутат Иркутского областного совета 21 созыва Галина Ганенко сказала: «Я Сергея Нориковича знаю больше 20 лет, мы с ним знакомы еще с 90-х годов, когда он был председателем Союза художников Иркутской области, мы отстаивали Дом художника. И от его картин у меня такое впечатление: люди все стремятся вверх, к небу. Если даже этот человек лежит в лодке или просто стоит, то его голова, его глаза, его душа устремлены в небо.  И то, что сейчас Элоян занялся росписью храма Князе-Владимирского, не случайно.  И вот из этих картин, мне кажется, и вытекло это решение расписывать храм. И хотелось бы от нас, старшего поколения, Вам пожелать: когда закончится эта самая главная, самая удивительная Ваша работа в храме, пусть люди, придя туда, ощутят, что здесь, на земле, мы   не долго, случайно. И есть высшее, к чему надо стремиться, что надо уметь понимать».

    Преподаватель русского языка и литературы ОСОШ № 6 г. Иркутска Татьяна Федоровна Горбунова пришла сегодня в ГЦ не одна, а с учениками: «Я узнала о творчестве Сергея Нориковича, когда начала посещать литературные вечера «Этим летом в Иркутске…». И все, что я там слышала, старалась доносить до своих ребят – чтобы в их сердце осталось зерно искусства, культуры, любви к городу, уважения к нашим замечательным землякам, которые украшают наш город. Я рассказываю ребятам об издателе Геннадии Сапронове, показываю изданные им книги, чтобы знали, зачинателем какого замечательного дела стал этот человек. Рассказываю о Валентине Григорьевиче, об Астафьеве, чтобы ребята воспитывались патриотами, настоящими сибиряками. И Вам - огромное спасибо! У нас в классе есть альбом с Вашим автографом.  Ребята его смотрели и даже хотели задать вам несколько вопросов о ваших картинах и о вашем творчестве».

    Ребят интересовало, как познакомился автор «Прощания с Матерой» и иллюстратор его книги. Спрашивали школьники, какая картина Элояна – самая любимая для него.

    «Любимых картин у меня несколько. Одна из таких дорогих картин – «Преподобный Сергий Радонежский». Я работал над ней достаточно долго, и у нас с ней такая связь установилась. Это святой, покровитель мой небесный», - сказал художник.

   Спрашивали подростки и о самой первой картине художника, и о мастерах, на которых в своем творчестве он равняется. Элоян назвал Андрея Рублева, Петера Брейгеля, а из сибирских – Аркадия Вычугжанина и Алексея Жибинова.

    Рассказал художник и о ближайших задачах: в данный момент он работает над рисунками к книге «Река жизни» о поездке по Ангаре 2009 года. Тексты на ее страницах – В. Распутина и В. Курбатова, фото – А. Бызова, там будут рассказы и жителей прибрежных деревень. В комплекте будет и диск с песнями ангарских старожилов и кадрами из фильма «Река жизни».  Еще Элоян работает над книгами, которые выйдут в свет к июню - к грядущим литературным вечерам «Этим летом в Иркутске…». В этом году они пройдут под знаком Ясной Поляны. Участниками нынешних вечеров станут Александр Карташов, Евгений Водолазкин, Олег Погудин. 

    И еще один вопрос задали ребята Сергею Элояну – «не как художнику, как человеку»: какой у него жизненный девиз? На что он ответил им так: «Каждый обязан исполнить в жизни свое предназначение. Каждому из нас при жизни господь дал талант, дар, способности, либо какую-то судьбу. И надо до конца постараться, раз дано, реализовать это, и в каком-то качестве исполнить это предназначение».

  На вопрос, смог бы он отказаться от изобразительного искусства и заняться чем-то другим, он ответил так: «Нет, никогда, просто другой жизни я не представляю! Если я не рисую, мне просто тяжело становится!».

Раздел: 
 

Еще материалы из фотогалереи:

Виртуальная справочная служба

Новинки

Новости - архив

Последние материалы

bursa escort bayan gorukle escort
bursa escort bayan gorukle bursa escort bayan
bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan alanya escort antalya escort eskişehir escort mersin escort alanya escort bodrum escort havalimanı transfer
canlı bahis yap kaçak iddaa oyna illegal iddaa oyna illegal bahis siteleri illegal bahis oyna bahis siteleri
anal porno izle türbanlı porno izle travesti porno izle türk porno izle hd porno izle mobil porno izle