- 1275 просмотров
Московская битва 1612 года, также известная как Битва на Девичьем поле — эпизод Смутного времени, в ходе которого польско-литовское войско великого гетмана литовского Яна Ходкевича безуспешно пыталось деблокировать Кремль, в котором заперся польско-литовский гарнизон. Боевые действия велись на протяжении нескольких дней, но решающее сражение, ставшее поворотным событием Смутного времени, состоялось ровно 410 лет назад.
В решающем бою принимали участие войска Второго ополчения под руководством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Их численность не превышала 7-8 тысяч человек. Основу составляли пешие и конные казачьи сотни, численностью около 4 000 человек и 1 000 стрельцов. Остальная часть войска формировалась из дворянского и крестьянского ополчения. Отдельную военную силу составлял отряд князя Дмитрия Трубецкого, состоявший из 2 500 казаков. Этот отряд был остатками Первого ополчения. Отношения лидеров Второго ополчения с князем Трубецким отличались взаимным недоверием. Ещё при подходе к Москве вожди ополчения опасались казаков Трубецкого и не знали, пойдет князь на союз или нет.
На рассвете 24 августа поляки во главе с гетманом Яном Ходкевичем перешли в наступление. Основные силы войск, сосредоточенные на левом фланге, нанесли удар по войскам Дмитрия Пожарского, прикрывавшим правый берег реки. Придавая большое значение предстоящему сражению, не рассчитывая на союзное казачье войско, Д. Пожарский дополнительно переправил на правый берег Москвы-реки часть войск. Имея численное превосходство, гетман обрушил удар всей своей конницы по конному отряду Дмитрия Пожарского.
Наступая с двух сторон — от Серпуховских ворот и от Кремля, — шляхтичи после непродолжительной схватки захватили Климентовский острожек. Укрепившись в этом районе, гетман ввел туда обозы с продовольствием. Опасность прорыва войск гетмана Я. Ходкевича к Кремлю увеличилась. Стремительной контратакой с обеих сторон войск Пожарского и Трубецкого противник был отброшен и зажат со всех сторон. Завязалась упорная схватка, Ходкевичу и на сей раз не удалось прорваться к Кремлю.
Воспользовавшись замешательством врага, Минин и Пожарский, быстро ориентируясь в сложившейся обстановке, выработали план контрудара для окончательного разгрома интервентов. Создав ударный кулак, состоявший главным образом из войск ополчения, не участвовавших в этот день в бою (резерва), Минин и Пожарский выдвинули его в район северного Замоскворечья.
Кроме того, по просьбе Кузьмы Минина Дмитрий Пожарский выделил ему отряд ротмистра Хмелевского и три сотни отборной дворянской конницы для нанесения удара с левого берега реки во фланг Ходкевичу. Это был очень важный замысел. Минин знал, что гетман израсходовал все резервы, что в районе Крымского двора у него имеется лишь небольшой, заслон.
Вечером, как только казаки заняли позиции в Замоскворечье, русские войска перешли в решительное наступление. Сигналом для этого и была стремительная атака Минина. Скрытно, под покровом наступающей темноты, Минин переправился через Москву-реку и стремительно бросился на стоявшие в районе Крымского двора две гетманские роты. Удар был настолько внезапным, что противник, не успев оказать сопротивления, бросился бежать.
Убедившись в том, что осажденный в Кремле гарнизон не может оказать ему помощь, гетман на рассвете 25 августа отошел на Воробьевы горы, а оттуда направился через Можайск к литовской границе.
Поляки, осажденные в Китай-городе и Кремле, с ужасом наблюдали за отступлением войск Ходкевича. «О, как нам горько было, — вспоминает один из осажденных в Кремле, — смотреть, как гетман отходит, оставляя нас на голодную смерть, а неприятель окружил нас со всех сторон, как лев, разинувший пасть, чтобы нас проглотить, и, наконец, отнял у нас реку».
Так закончилось сражение под Москвой, увенчавшееся полной победой народного ополчения над хорошо вооруженными и превосходившими в силах войсками интервентов. Поражение гетмана Яна Ходкевича на подступах к Москве предопределило падение польско-литовского гарнизона Кремля.
Эта битва стала поворотным событием Смутного времени. По словам польского хрониста XVII века Кобержицкого: «Поляки понесли такую значительную потерю, что её ничем уже нельзя было вознаградить. Колесо фортуны повернулось — надежда завладеть целым Московским государством рушилась невозвратно».
Источники из фонда Гуманитарного центра-библиотеки имени семьи Полевых:
- Бодрихин, Н. Г. 400 сражений Руси. Великие битвы русского народа : историческая литература / Н. Г. Бодрихин. - Москва : Яуза ; Москва : Эксмо, 2009. - 430 с.
- Костылёв, В. И. Кузьма Минин / В. И. Костылёв. - Москва : Домодедово:ВАП, 1993. - 336 с.
- Михельсон, Т. Н. Русские летописи XV-XVII веков. / Пер. Т. Н. Михельсон, науч. ред. Д. С. Лихачев – Москва : Русское слово – РС, 2000. – 304 с.
- Перхавко, В. Военно-организаторская деятельность Кузьмы Минина /В. Перхавко // Военно-исторический журнал. – 2018. - №4. – С. 81 – 88.
- Сурмина, И. О. Самые знаменитые герои России. / И. О. Сурмина. - Москва : Вече, 2002. – 432 с.
- Царский путь: 400 лет окончания Смутного Времени, восстановления Российской государственности и всенародного призвания на престол Дома Романовых (1613 – 2013): сборник статей / сост.: А. В. Богданов, А. Н. Закатов, В. В. Здоровцев. – Волгоград : Принт, 2013. – 376 с. : ил.
- Шефов, Н. А. Самые знаменательные войны и битвы России. / Н. А. Шефов. – Москва : Вече, 2002. – 528 с.