Лаптев, А. «Память сердца: повести о Колыме»

В конце 2020 года в Иркутске в издательстве «Сибирская книга» вышла в свет книга прозы Александра Лаптева «Память сердца: повести о Колыме». На её страницах под одной обложкой опубликованы три повести: «Итальянец», «Отец» и «Память сердца». Их сюжеты основаны на реальных событиях в судьбах людей, пострадавших в годы сталинских репрессий.

Тема Большого террора близка и автору, чьи родные пострадали в 30-х годах прошлого века. Сначала из-под пера Александра Лаптева выходит повесть «Армань» о Петре Петрове, опубликованная в 2017 году на страницах журнала «Сибирские огни» (Новосибирск) и признанная победителем в номинации «Проза» в ежегодном литературном конкурсе издания за 2017 год. В этом же году роман о трагической судьбе П. Петрова «Бездна» вышел в Иркутске и в рейтинге Иркутской областной универсальной научной библиотеки им. И. Молчанова-Сибирского был признан лучшей книгой 2017 года в номинации «Проза».

«Память сердца: повести о Колыме» признана лучшей книгой 2021 года в номинации «Проза». Замысел её возник, когда А. Лаптев, собирая материал о последних месяцах жизни Петра Петрова, был в командировке на Дальнем Востоке. Тогда в архивах он нашёл ещё несколько историй. Они и стали основой сюжета небольших прозаических произведений, вошедших в «Память сердца». Повесть «Отец» была опубликована в новосибирском литературном журнале «Сибирские огни» № 8 за 2018 год. В одном из сборников, изданных Магаданским краеведческим музеем ещё в 1992 году напечатан небольшой отрывок из рукописи «Исповедь с расшитым ртом». Её автор, Сергей Паскальевич Де Мартино, итальянец по происхождению, в 1943 году в Крыму был арестован вместе с отцом и двумя братьями. Он и стал прообразом героя повести «Итальянец». Материал для заглавного прозаического произведения «Память сердца» дала беседа в годы перестройки с немолодым попутчиком в купе скорого поезда. Он рассказал молодому учёному, будущему прозаику Александру Лаптеву о том, как в 1938 году, будучи школьным учителем, получил десятилетний срок, как был судим повторно, приговорён к смертной казни, которой чудом избежал и выжил.

В эпоху гласности на нас обрушилась мощная волна материалов о сталинской эпохе, когда в репрессиях погибли миллионы ни в чём не повинных соотечественников. Военачальники, учёные, писатели, артисты, художники, крестьяне, рабочие оказались в одинаковой степени беззащитны. И сегодня, спустя тридцать лет, казалось бы, уже сложно потрясти воображение читателя. Но Александру Лаптеву это всё-таки удалось. Благодаря эффекту художественной достоверности, словно он на «машине времени» попал в 1937 год. Не зря прозаик пишет о давней встрече в купе скорого поезда: «Говорил в основном попутчик… Не знаю, чем я заслужил такое доверие. Быть может, он увидел во мне самого себя - таким, каким он был до ареста…».

 

Еще новинки:

Виртуальная справочная служба

Новинки

Последние материалы