«Симфония – это мир!»

Изображение

Дата мероприятия: 
вторник, 7 июль, 2015 - 12:00

Книжно- иллюстративная выставка к 155-летию со дня рождения композитора Густава Малера.

Густав Малер (1860-1911) – сочетал в своем лице гениального композитора-симфониста и гениального дирижера. Он был исполнителем почти всего симфонического репертуара своего времени и гастролировал во многих странах мира (в том числе трижды бывал  в  России).

Наиболее плодотворной была деятельность Малера на посту главного дирижера Венского придворного оперного театра. Последние 4 года жизни композитор провел в Америке. Он стал дирижером Metropolitan Opera, а также руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра.

Творческие интересы Малера сосредоточились на двух жанрах – симфонии и песне. Он автор 9 симфоний (10-я осталась не завершенной) и не менее 40 песен (в том числе – для голоса с оркестром). Среди его вокальных сочинений – циклы «Песни странствующего подмастерья» (на собственные стихи), «Волшебный рог мальчика» (на народные тексты, собранные «гейдельбергскими» писателями-романтиками Арнимом и Брентано), «Песни об умерших детях» (на слова Ф. Рюккерта), «7 песен последних лет».

Песня и симфония в творчестве Малера всегда были нераздельно связаны: мелодии песен неоднократно становились важнейшими темами его симфоний, либо целиком включались в симфонию в качестве самостоятельных вокальных эпизодов. В конце творческого пути песенный цикл и симфония сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о земле», написанной на тексты китайских поэтов VIII века (1908). Все 6 ее частей вокальны (солируют поочередно тенор и контральто или баритон).

На рубеже XIX-XX веков Малер был одним из немногих композиторов Австрии и Германии, чьи произведения пронизаны глубокой философской проблематикой. Все его творчество – это непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия. Предельная искренность, глубокое сострадание каждому человеку сближают музыку Малера с творчеством Ф. М. Достоевского, которое композитор хорошо знал и любил.

Главное, что роднит Малера с Достоевским – это жажда справедливости, непримиримость к малейшим проявлениям зла, ощущение своей причастности ко всему, что делается в мире. Он говорил: «Существует общеевропейский порок: повсюду говорят – меня это не касается…Но ведь так может утверждать не человек, а глиняная куча! Нет, меня всё касается, весь мир…».

Для того чтобы облегчить слушателю восприятие своих философских идей, Малер часто включал в симфонии поэтические тексты, поручая их исполнение хору или певцам-солистам. Во 2–4-й симфониях это тексты народных песен из «Волшебного рога мальчика», а также стихи немецкого поэта Клопштока (во 2 симфонии) и строки Ф. Ницше (в 3 симфонии); 8-я симфония опирается на текст заключительной сцены «Фауста» Гёте.

Другие малеровские симфонии (1-я, 5–7-я, 9-я) являются чисто инструментальными, но и их замыслы родились из песен. Так, например, в 1-ой симфонии использован музыкальный материал вокального цикла «Песни странствующего подмастерья»; симфонии среднего периода (5–7-я) связаны с песенными циклами на слова Рюккерта.

Именно песня (в сольном, хоровом либо оркестровом изложении) в симфониях Малера является главным носителем обобщённой идеи.

К типичным особенностям малеровского стиля относится также опора на бытующие жанры народной и городской музыки (это песня, танец, чаще всего лендлер и вальс, военный или похоронный марш, военный сигнал, хорал).

В большинстве симфоний Малер отказывается от классического, 4-частного строения: во 2-й и 5-й симфониях – пять частей; в 3-й – шесть, в 8-й – всего две. Изменяются также традиционная последовательность частей и их темповые соотношения. В оркестре Малера нашли воплощение две тенденции, характерные для начала ХХ века: с одной стороны, расширение оркестрового аппарата (особенно мощный оркестр в 8 симфонии, которую называют «Симфонией для тысячи участников»), с другой – зарождение камерного оркестра.

Завершая век романтизма, Малер предвосхитил многие явления современной музыки (в частности, эмоциональную обостренность экспрессионизма). Особенно сильное влияние он оказал на Шостаковича.

Материалы сайта: http://musike.ru/index.php?id=104

 

Виртуальная справочная служба

Новинки

Новости - архив

Последние материалы

bursa escort bayan gorukle escort
bursa escort bayan gorukle bursa escort bayan
bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan bursa escort bayan alanya escort antalya escort eskişehir escort mersin escort alanya escort bodrum escort havalimanı transfer
canlı bahis yap kaçak iddaa oyna illegal iddaa oyna illegal bahis siteleri illegal bahis oyna bahis siteleri
anal porno izle türbanlı porno izle travesti porno izle türk porno izle hd porno izle mobil porno izle