- 2005 просмотров
Почти весь XI век на Руси – время острых конфликтов, братоубийственных войн, осложнённых внешними нашествиями. Сразу же после смерти Владимира Святославовича началась десятилетняя усобица между его сыновьями, победителем в которой стал Ярослав, старший сын киевского князя.
Ярослав вошёл в русскую историю и культуру с примечательной литературной характеристикой: «Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получаем книжное».
При князе Ярославле переписывались многие книги, многие переводились с греческого языка на русский. Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте, а может быть, как предполагают некоторые учёные, производилось обучение и более серьёзное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в священники.
Обилие «книжных людей» позволило Ярославу создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси. Князь Ярослав составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительных и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви святой Софии.
Увлечение книжным делом не было для великого князя Ярослава самоцелью: оно выступало составной частью его усилий, направленных на освобождение от византийской церковной опеки. Ярослав и сам любил читать: по словам летописца, он весьма часто читал книги не только днём, но и при свечах ночью. Говоря о повседневной жизни киевского князя Ярослава, летописец отмечает внешнюю скромность его жизни. Большую часть времени он проводил в беседах с людьми книжными и черноризцами.
Впоследствии за свою государственную деятельность и заботу о просвещении Ярослав получил прозвище Мудрый. Самовластец всей Руси, киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии, не довольствовался уже титулом великого князя: его современники употребляют восточный титул «каган», а в конце жизни Ярослава стали называть царём, как и византийского императора.
Соперничество с Византией сказывалось не только в застройке Киева или титулатуре (официальное наименование титула), но и в отношении к Церкви. В 1051 году князь Ярослав поступил так, как до сих пор поступал только византийский император: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу Русской церкви – митрополита, выбрав для этой цели умного киевского писателя Илариона.
Всё правление Ярослава характеризуется политическим подъёмом Киевской Руси, попытками преодолеть начавшуюся феодальную раздробленность. Для укрепления границ своего государства он основал новые города: на севере – Юрьев, на Волге – Ярославль, построил несколько городов на южных границах Руси. В 1032 году вернул захваченные ранее Болеславом на границе с Польшей Перемышль и Червен.
Князь Ярослав любил красивые постройки: Киев был обнесён каменной стеной с так называемыми Золотыми воротами (1037). Особым великолепием отличался Софийский собор, заложенный в честь победы над печенегами и изгнания их с Русской земли (1037). Храм был украшен роскошной мозаикой (муслей). Стены расписаны картинами. Иконы византийского письма были в богатых золотых и серебряных ризах.
При Ярославле были написаны на славянской земле первые письменные законы под названием «Русская правда», которые составлялись на основе древних славянских обычаев и заложили начало судопроизводства на Руси (1020). Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов, отразивший сложность русской социальной жизни.
Помимо светского законодательства, существовало и православное – обязательное: во-первых, для духовенства, а во-вторых, для всего населения: развод, семейные ссоры, колдовство.
Князь Ярослав заслужил в летописях имя мудрого государя, не приобрёл оружием новых земель, но возвратил утраченное Россиею в междоусобных войнах; не всегда побеждал, но всегда показывал мужество и любил свой народ.
Подобно своему отцу, князю Владимиру, Ярослав старался заселять пустынные места и укреплять границы построением новых городов. Ярослав занимался также устроением христианской церкви, любил духовенство, прилежно читал священные книги. Он любил строить и украшать храмы. Вообще Ярослав много заботился об утверждении христианства между подчинёнными племенами и сильно преследовал языческих волхвов, которые возбуждали народ против новой религии.
Литература
1. Анисимов, Е. Правление Ярослава Мудрого / Е. Анисимов // История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – С. 37-39.
2. Бутромеев, В. Русь при Ярославле Мудром / В. Бутромеев // Иллюстрированная русская история для всех. Краткое описание в легендах, преданиях, именах и важнейших событиях. – Москва : Деконт+, 1996. – С. 71-80.
3. Голубева, Т. Ярослав Мудрый / Т. Голубева // Царские династии. – Москва : РОСМЭН, 2001. – С. 17-20.
4. Грушко, Е. А. Ярослав I Владимирович Мудрый (978 – 1054) / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев // Энциклопедия знаменитых россиян. – Москва : ООО Пресском, 2003. – С. 651-653.
5. Ерёмин, В. Ярослав Мудрый / В. Ерёмин // Правители России. – Минск : Белфакс, 2003. – С. 22-23.
6. Карамзин, Н. М. Великий князь Ярослав, или Георгий. 1019 – 1054 / Н. М. Карамзин // История Государства Российского от VI века до начала XVI века. – Москва : АСТ: Астрель, 2009. – С. 60-64.
7. Карпов, А. Ярослав Мудрый / А. Карпов. – Москва : ИД «Комсомольская правда», 2015. – 96 с.
8. Князь Ярослав Мудрый // История России для детей и юношества. В 6 т. Том первый. Древняя Русь. С древнейших времён до 1462 года / Авт. Ю. Н. Лубченков, авт.-сост. Г. В. Клокова. – Москва : «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – С. 115-120.
9. Озерский, В. В. Ярослав I Владимирович Мудрый / В. В. Озерский // Правители России. От Рюрика до Медведева. История в портретах. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2008. – С. 23-25.
10. Павлищева, Н. П. Ярослав Мудрый / Н. П. Павлищева. – Москва : Эксмо : Яуза, 2000. – 512 с. – (Русь изначальная).
11. Русская правда // Российское законодательство X – XX веков. В девяти томах. Т. 1. Законодательство Древней Руси. / Отв. Ред. В. А. Янин. – Москва : Юридическая литература, 1984. – С. 27-132.
12. Шишов, А. Ярослав Мудрый – создатель «Русской Правды» / А. Шишов // Русские князья. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. – С. 109-138.
13. Ярослав Владимирович // Энциклопедия российской монархии. – Москва : Эксмо, 2003. – С. 509.
14. Ярослав Мудрый // История государства Российского: Жизнеописания. IX – XVI вв. / Авт.-сост. А. В. Шевцов, С. Н. Синегубов, М. Н. Опалинская; ред. С. Н. Синегубов. – Москва : Кн. палата, 1996. – С. 82-88.