- 2986 просмотров
Книжно- иллюстративная выставка к 120-летию со дня рождения Ф. Раневской.
Фаина Григорьевна Раневская (1896-1984) — российская актриса, народная артистка СССР (1961). На сцене с 1915 года.
В 1949-55 и с 1963 в Московском театре имени Моссовета. Блестящая характерная актриса, склонная к эксцентрике и гротеску; беспощадная трезвость ее взгляда на жизнь смягчалась мудрой иронией, образы обретали драматическую и даже трагедийную глубину: Берди («Лисички» Л. Хелман, 1945), Спекулянтка («Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, 1951), Люси Купер («Дальше — тишина» В. Дельмар, 1969), Фелицата («Правда — хорошо, а счастье лучше» Александра Николаевича Островского, 1980) и др. Снималась в кино (фильмы: «Подкидыш», 1940; «Мечта», 1943; «Свадьба», 1944, и др.). Государственная премия СССР (1949, 1951).
Фаина Раневская родилась 27 августа (15 августа по старому стилю) 1896 года.
Талант — это бородавка: у кого-то она есть, а у кого-то нет, — любила повторять актриса. И ее зрители могли убедиться в справедливости этих слов: такого яркого, самобытного, бьющего через край актерского таланта действительно не было ни у одного человека в мире, кроме самой Фаины Георгиевны.
Уже с детства Фая начала грезить о сцене, однако, как это часто бывает, по приезде в Москву не смогла поступить ни в одну из театральных студий по причине «полного отсутствия таланта». И лишь после долгих странствий в составе провинциальных трупп в 1930 году ее приняли в Камерный театр, где Раневская наконец смогла показать все, на что она способна. Кстати, и свой псевдоним актриса взяла не случайно: как-то раз ветер вырвал из рук актрисы деньги и унес их — именно тогда она с грустью сравнила себя с Раневской у Антона Павловича Чехова.
Фаина Георгиевна немало снималась в кино, но в основном в небольших или эпизодических ролях — в те годы на главные роли принципиально не хотели утверждать актрису-еврейку. Впрочем, по этому поводу она особенно и не расстраивалась: «Сняться в плохом фильме — все равно, что плюнуть в вечность», — говорила она, а разве фильм, в котором решающее слово имеет не режиссер, а «некто из министерства» мог получиться удачным?
Язык Фаины был настолько ярким и выразительным, что многие её слова с ходу становились афоризмами. Так получилось, например, с придуманной ею и ставшей всенародной фразой из фильма «Подкидыш»: «Муля, не нервируй меня!»
Фаина Григорьевна Раневская скончалась 19 июля 1984 года.
Материалы сайта: http://to-name.ru/biography/faina-ranevskaja.htm