Екатерина Алексеевна Авдеева-Полевая

Екатерину Алексеевну Авдееву-Полевую, старшую сестру известных русских писателей и журналистов Николая и Ксенофонта Полевых, можно счесть первой сибирской писательницей, первым этнографом Сибири (по крайней мере, Иркутской области), первой собирательницей сибирского фольклора - песен, поговорок, пословиц и сказок. Хотелось бы отметить, что сказки, отобранные на основе богатейшего материала и записанные Екатериной Алексеевной, живы и по сей день в ее редакции. Можно назвать, например, всем известные сказки «Колобок» и «Кот, лиса и петух». Екатерина Алексеевна Полевая родилась в ноябре 1789 года в Курске. В раннем детстве вместе с родителями переехала в Иркутск. Екатерина Алексеевна больше других детей находилась под влиянием матери. Она была ближе ей, во всем помогала; переняла от нее умение вести хозяйство, воспитывать детей, принимать гостей. Знала обычаи, нравы, религиозные обряды. Екатерина росла романтической девушкой. Среди иркутских девиц выделялась воспитанностью и образованностью. Удивляла гостей дома своими познаниями и рассуждениями о политике. Екатерина не получила систематического образования, но была настолько грамотной и знающей, что обучила чтению своих младших братьев. Она рано вышла замуж. Ей было 14 лет, когда она познакомилась с Петром Петровичем Авдеевым и через год стала его женой. Это был счастливый, хотя и недолгий брак. Екатерине Алексеевне было 26 лет, когда скончался муж. Она осталась одна с пятью детьми. Больше не выходила замуж, всю себя посвятив их воспитанию. Взгляды на жизнь, заложенные матерью, и вообще всей семейной атмосферой, впитанные ею с детства, а затем опыт собственной жизни нашли отражение в трудах Екатерины Алексеевны Полевой. Много раз братья, слушая рассказы сестры, живые и одушевленные, просили ее записывать их, но Екатерина всегда с усмешкой отказывала, не веря, что ее писательский труд будет воспринят всерьез. Только одиночество жизни на склоне лет заставило ее взяться за перо. Литературное наследие Авдеевой-Полевой многообразно и представляет большой интерес, помогает понять литературную и культурную жизнь старой Сибири. Это, в первую очередь, «Записки и замечания о Сибири», включившие в себя воспоминания о жизни в Иркутске. Любознательность, искренний интерес к жизни простых людей позволили ей правдиво и ярко изобразить жизнь, нравы, культуру сибиряков. В ее заметках нет того высокомерия, снисхождения к провинциалам, присущего путешественникам из центра России, из столиц. Большой интерес вызывает описание свадебных обрядов, игр, ворожбы, гадания, сибирской кухни, описание одежды сибиряков тогдашнего времени, перечисление тканей, из которых шили одежду, а также подробный рассказ о торговых делах Иркутска, товарах, их доставке, местах производства, качестве и даже ценах, несомненно, основанный на личном опыте писательницы. В приложении книги собраны свадебные, круговые обрядовые песни и словарь употребляемых в Сибири слов и выражений. Екатерина Алексеевна свое первое произведение считала скромным трудом и оговаривалась, что не задавалась целью охватить все стороны жизни Сибири. Описывая сибирские обычаи, Екатерина Алексеевна подчеркивает связь культурных традиций Сибири и Центральной России. Более того, говорит о том, что они сохранились в большей мере именно в Сибири, что многих коренных русских обычаев нельзя встретить более нигде, кроме Сибири. Однако же, характеризуя сибирские нравы, писательница отмечает не только их общерусские черты, но и проявление в них местных особенностей. Например, говоря о сибирских свадебных обрядах, Авдеева-Полевая обращает внимание на интересные отличия их от общерусских. «Может быть, немного мест в России, где браки так беспристрастны, … никогда не делали смотров, как ведется во многих местах России. Почли бы за обиду, если б кто предложил такую невежливость». Специалисты оценили литературный опыт Е. А. Авдеевой-Полевой, считая эту книгу одной из первых в России, посвященных собственно этнографии. В простом, но очень подробном и детальном повествовании автору удалось замечательно описать сибирский городской быт, прежде всего купечество и мещанство. Екатерина Алексеевна одна из первых ведет свое повествование в жанре записок, вкрапляя в текст множество разнообразных сведений, давая словарь местных речений, включая значительное собрание народных песен - этот своеобразный и богатый материал служит дополнением к эпизодам и картинам жизни в Сибири начала 19 века. Несомненный талант, образная и легкая речь позволили счесть её первой сибирской писательницей. К сибирской теме Авдеева-Полевая вернулась еще раз в 1848 году - в журнале «Отечественные записки» вышли рассказы Екатерины Алексеевны «Страшная гроза», «Записки о старом и новом быте», «Воспоминания об Иркутске». Следующие произведения Авдеевой-Полевой адресованы, в первую очередь, женщинам. Это «Поваренная книга русской опытной хозяйки», в которой собраны не только рецепты русской и сибирской кухни, но и разнообразные советы, как организовать хозяйство, обустроить кухню и наполнить ее сотней необходимых хозяйке предметов. Эта книга при жизни писательницы была переиздана 11 раз. Екатерина Алексеевна много и успешно занималась собирательской деятельностью. Она издала «Русский песенник, или Собрание лучших и любимейших песен, романсов и водевильных куплетов известных писателей». «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкой Авдотьей Степановной Черепьевой», собранные и обработанные Екатериной Алексеевной, переиздавались 8 раз. Отобранные точно и со вкусом сказки стали классикой детской литературы. Надо отметить, что в творчестве Авдеева-Полевая не ограничивалась вышеперечисленными сферами, знакома она была и с литературой по прикладным наукам, и по сельскому хозяйству, и писала не только на вполне женские темы. Ею было создано «Руководство к устройству ферм и ведению на них хозяйства», где она пропагандировала фермерское хозяйство как наиболее оптимальный и доходный для крестьян способ управления землей. Эта маленькая, но емкая книжка, выпущенная уже через два года после отмены крепостного права, включала в себя такие разделы, как начала полеводства, скотоводства и огородничества. Кроме того, в 1848 году в соавторстве со своим сыном она издала «Экономический лексикон, расположенный по азбучному порядку». Публикуя свои записки и воспоминания, собирая и обрабатывая сказки, старые рецепты русской и сибирской кухни, Екатерина Алексеевна думала, прежде всего, о том, что все в жизни движется и изменяется. «Пройдет еще несколько десятков лет, - писала она, - и не останется следа старины, но почему не сохранить нам памяти своих родных преданий, событий и быта русского... Мы ищем у иностранцев описание России, а не пользуемся своими родными источниками. Руководимая истинной любовью к Отечеству, я приношу только ему свой бедный лепет». Умерла Екатерина Алексеевна Авдеева-Полевая в 1865 году в г. Дерпте. Несмотря на то, что Авдеева-Полевая внесла свой посильный вклад в литературное движение не только Сибири, но и всей России, имя писательницы было забыто. Марк Сергеев писал: «Сколь же мы нелюбознательны, как не ценим свое прошлое, если книги Е. А. Авдеевой-Полевой более полутора веков не переиздавались, а сказки, записанные ею, и постоянно включаемые в сборники, современные ученые-составители, за редким исключением, не помечают ее именем, как это благодарно и благородно делал выдающийся фольклорист, историк и литературовед Александр Николаевич Афанасьев». И все же хочется верить, что сегодня записки, воспоминания, рассказы Екатерины Алексеевны найдут своего читателя.