Ксенофонт Алексеевич Полевой

Ксенофонт Алексеевич Полевой родился 1 августа 1801 года в Иркутске, в семье курского купца Алексея Евсевиевича Полевого. Родители и старший брат Николай оказали большое влияние на становление Ксенофонта. Алексей Евсевиевич основал первую в Восточной Сибири фаянсовую мастерскую, занимался винными откупами, был страстным книголюбом, собрал в доме множество книг, выписывал из Москвы, Санкт­-Петербурга газеты и журналы. Дом Полевых стал как бы культурным центром Иркутска. Список замечательных людей, с которыми был лично знаком Алексей Евсевиевич, включал громкие имена: востоковед Н. Я. Бичурин, первый русский посол в Японии Н. П. Резанов, Г. И. Шелихов и другие. В такой насыщенной культурной атмосфере прошло детство Ксенофонта. Систематического образования ни Николай, ни Ксенофонт не получили. Читать и писать их научила старшая сестра, Екатерина. Ксенофонт занимался самообразованием, самостоятельно изучал иностранные языки, историю. В 1811 году семья Полевых выехала из Иркутска. Алексей Евсевиевич намеревался обустроиться в Москве, но из этого ничего не вышло, и семья осела в Курске. В начале 20-х годов Ксенофонт переезжает в Москву, где уже живет его брат, и отдается литературной деятельности. Ксенофонт всю жизнь был другом и соратником Николая, разделял все идейные убеждения и литературную программу своего брата. В 1824 году Николай Полевой получил разрешение на издание журнала «Московский телеграф». Браться много обсуждали, каким он должен быть. В одном Полевые были едины: это должен быть энциклопедический журнал, охватывающий самые разнообразные стороны жизни. Журнал должен быть популярным, чтобы каждый читатель смог найти в нем то, что его интересует: от последних известий из-за границы до светских новостей, моды и т. п. В разные годы в «Московском телеграфе» публиковали свои сочинения Пушкин, Баратынский, Вяземский, Жуковский, Крылов, Даль. Широко в журнале была представлена и зарубежная литература. «Московский телеграф» пользовался невиданным успехом у читателей. С «Московским телеграфом» связаны лучшие годы жизни и творчества Ксенофонта. С первого номера журнала он стал его деятельным сотрудником. Поначалу выполнял повседневную журналистскую работу, а также занимался переводами, писал рецензии в отделе библиографии, заметки. С годами его роль в делах редакции увеличилась. На Ксенофонте Полевом лежали главные обязанности по критическому отделу. Перу Ксенофонта принадлежит большое количество рецензий, критических статей. Большой резонанс получили критические статьи: «О русских романах и повестях», «Взгляд на два обозрения русской словесности 1829 года», «О направлениях и партиях в литературе», «О новом направлении в русской словесности». Эти журнальные выступления выдвинули Ксенофонта Полевого в ряд ведущих критиков своего времени. В них были подняты важные вопросы: писатель и время, средства художественного выражения действительности, современность литературного творчества, цели и задачи литературной критики и другие. С 1831 года Ксенофонт Полевой становится фактическим редактором, по существу руководителем журнала. Именно при К. Полевом он окончательно превращается в трибуну буржуазной оппозиции. Литературно-критическое наследие Ксенофонта Полевого поры «Московский телеграф», к сожалению, не собрано, и объем его до сих пор не установлен. Дело в том, что свои статьи и рецензии критик подписывал редко, предпочитал печатать их анонимно или под псевдонимами. После запрещения журнала Ксенофонт Полевой еще несколько лет жил в Москве. В 1835-1844 годах он редактировал «Живописное обозрение». В 5-й части «Живописного обозрения» была помещена статья К. Полевого «А. С. Грибоедов» для первого издания произведения «Горе от ума». Статья Ксенофонта Алексеевича явилась первой биографией писателя, адресованной самому широкому читателю. В биографии Грибоедова собраны все сведения, какие только мог собрать её сочинитель. Статья Полевого явилась следствием глубокого интереса автора к жизни замечательных людей. Интерес пробудился уже в раннем детстве, и позднее братья Полевые не раз обращались к этой теме, искали лучшие формы жизнеописаний. Николай Полевой создал ряд интереснейших биографий, но именно Ксенофонт стал основателем нового литературного жанра - беллетризованная биография. Двухтомная беллетризованная биография М. Ломоносова вызвала широкий интерес у читателей. Отношение критики к ней было различно. Многим казалось недопустимым домысливание автором многих подробностей, не подтвержденных документально. За это Ксенофонта критиковали довольно резко не только в России, но и за границей. И, напротив, многие горячо приветствовали выход книги и сам выбор темы. «Доселе у нас не было биографии Ломоносова…, - писал Белинский, - его жизнь, труд рассказаны Полевым так просто, благородно, увлекательно, с таким одушевлением... Вы читаете не компиляцию, не сбор фактов, а видите живую и полную картину... Это ПОЭТИЧЕСКАЯ биография, принадлежащая и к науке, и к искусству - род совершенно новый, оригинальный». Создание «поэтической» биографии Белинский объявил «изобретением» Ксенофонта Полевого - изобретением «совершенно позволительным и законным». В 1849 году Ксенофонт Полевой переехал в Петербург. Литературная общественность была настроена к нему недоброжелательно. Несмотря на свой несомненный журналистский талант, Ксенофонт не сумел увидеть изменения, которые происходили в стране. Это был период большого духовного подъема. Рупором новых идей становятся Белинский, Герцен. Передовые люди выступалм за отмену крепостного права и другие коренные реформы в России. Увы, в этот важный период Ксенофонт Полевой оказался в стане реакционеров. В Москве он был правой рукой своего брата, передового журналиста, ... вместе с братом постоянно воевал с Гречем и Булгариным. В Петербурге же К. Полевой сошелся с Гречем, став защитником его мнений. Ксенофонт Полевой сотрудничал в «Северной пчеле», резко выступал против Белинского, Герцена. В ответ на его статьи появлялись эпиграммы, которые он болезненно воспринимал. С 1850 года Ксенофонт Полевой отошел от литературной деятельности и занялся составлением мемуаров. Основным итогом его работы стали «Записки о жизни и сочинениях Н. Полевого». Ксенофонт Полевой считал своим долгом сохранить добрую память о брате. Писал свои воспоминания он долго. Полностью они вышли в 1888 году. Умер Ксенофонт Алексеевич Полевой в одиночестве 9(21) апреля 1867 года в родовом имении в селе Тюхменево, близ города Вязьмы. Он оставил заметный след в русской журналистике, способствовал развитию литературной критики, стал создателем необычайно популярного в наши дни жанра художественной биографии. Его творческая деятельность видного критика 30-х годов 19 века, журналиста и мемуариста мало исследована и ждет дальнейшего изучения.