- 7213 просмотров
Аврора Дюпен-Дюдеван, писавшая под псевдонимом Жорж Санд, со второй четверти XIX столетия была властительницей дум европейской читающей публики, особенно - в России. Восторженный Иван Тургенев называл её «одной из наших святых», и даже скептичный Достоевский признавался, что в молодости проводил бессонные ночи над страницами её романов.
Размеренной жизни хозяйки поместья она предпочла полную взлётов и падений профессию писателя. В её произведениях главенствовали идеи свободы и гуманизма, а в душе бушевали страсти. Пока читатели боготворили романистку, поборники морали считали Санд олицетворением вселенского зла. На протяжении всей жизни Жорж отстаивала себя и своё творчество, вдребезги разбивая закостенелые представления о том, как должна выглядеть женщина.
И многочисленные романы, и в особенности обширнейшая переписка Жорж Санд (в полном французском собрании её сочинений одни только письма занимают 30 томов) – это, по сути дела, энциклопедия европейской духовной и политической жизни первой половины XIX столетия. Госпожа Санд была дама просвещённая, интеллектуальная и весьма активная. Законы того времени не позволяли ей, женщине, непосредственно участвовать в общественной жизни и политике. Эту дискриминацию она преодолевала посредством художественного творчества.
Она интересовалась философией, теологией, политикой, психологией, социальной проблематикой. Открыто выступала за раскрепощение женщин от традиционного социального неравноправия.
Её книги расходились массовыми тиражами, их переводили на иностранные языки и читали по всей Европе. Многие её сочинения считались «возмутительными», «непристойными», «возмущающими умы», «сокрушающими общественные устои» – но эти оценки только добавляли им популярности.