- 9253 просмотра
Джером Клапка Джером – писатель-юморист, на постоянной основе сотрудничавший с сатирическим журналом «Панч». Создатель легендарной книги «Трое в лодке, не считая собаки» имеет удивительную биографию, наполненную событиями и экспериментами. Из-под его пера вышли рассказы, повести, новеллы, эссе, романы и пьесы, вошедшие в курс мировой литературы.
В России Джером Клапка Джером стал популярен ещё в XIX веке, а в 1912 году в Москве вышел его двенадцатитомник. Писатель принёс и утвердил не только в английской, но и в мировой литературе идею о поэзии повседневности, поэзию простых радостей жизни.
Бунин, познакомившийся с Джеромом в 1920-е годы, оставил его выразительный портрет: «Это был плотный, очень крепкий и приземистый старик с красным и широким бритым лицом, в просторном и длиннополом чёрном сюртуке, в крахмальной рубашке с отложным воротничком, под которым скромно лежала завязанная бантиком узкая ленточка галстука, — настоящий старозаветный коммерсант или пастор. <...> ...он <...> навсегда оставил во мне впечатление чего-то очень добротного и очень приятного, но уж никак не юмориста, не писателя со всемирной славой».
В произведениях Джерома просматриваются два типа героев: герой-чудак и «досужий человек». Герой-чудак попадает в комические ситуации из-за некоторых особенностей своего характера. А «досужий человек» ближе автору, именно он комментирует все события, происходящие в новеллах и эссе. Восприятие мира его глазами тождественно восприятию среднего англичанина. Его иронический комментарий выражает определённое отношение к жизни. Он обладает здравым смыслом и известной долей скепсиса, что и помогает ему видеть многие вещи и явления в истинном свете.
Еще надо сказать об ироническом комментарии, который является связующим звеном для сюжета новелл. Эта ирония не столько языковое средство автора, сколько образ его мыслей, умение увидеть гротескность, абсурдность повседневного быта. Это умение предполагает, кроме широты жизненного опыта и жизненной мудрости, искусство остроумия.
Повесть «Трое в лодке (не считая собаки)» и сегодня переиздаётся в России почти ежегодно, да и не только она — у Джерома есть что читать, он обладал искусством создавать живые лица даже на одной-двух страницах, а его дядя Поджер прочно вошёл в круг вечных образов.