- 6641 просмотр
«Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков-Щедрин» Н.Г.Чернышевский
27 января исполняется 190 лет со дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина – известного русского писателя, сатирика. Гениальный художник и мыслитель, блестящий публицист и литературный критик, талантливый журналист, был одним из самых ярких деятелей русского освободительного движения. Среди классиков русского критического реализма XIX в. он занимает место непревзойденного художника слова в области социально-политической сатиры. Салтыкову-Щедрину удалось прекрасно справляться с задачей обличения пороков общества своего времени. На протяжении двух десятков лет его произведения, как губка, впитывали в себя все недостатки жизни Российской Империи. По сути, эти сочинения являются историческими документами, ведь достоверность в некоторых из них практически полная. Проза Салтыкова-Щедрина – одни из самых ценных образцов мировой сатиры. Стиль критики, оформленной в сказке, применялся писателем очень активно и стал образцом для подражания для многих писателей в будущем. Сказка, которая направленная на критику социального несовершенства, использовалась как литературный прием и до Салтыкова-Щедрина, но именно он смог сделать этот прием классическим. Творческое наследие Салтыкова-Щедрина не теряет своей актуальности долгие годы после смерти писателя. Несмотря на то что писал он почти два века назад, его сюжеты очень похожи на то, что происходит в России сейчас. Герои настолько точно характеризуют современный мир, что кажется, писатель просто заглянул в будущее и написал о нас.
Цитаты М.Е.Салтыкова-Щедрина:
Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
Система очень проста: никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать.
Самые плохие законы — в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет.
Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.
Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.
Идиоты вообще очень опасны, и даже не потому, что они непременно злы, а потому, что они чужды всяким соображениям и всегда идут напролом, как будто дорога, на которой они очутились, принадлежит им одним.
Громадная сила — упорство тупоумия.
Взятка уничтожает преграды и сокращает расстояния, она делает сердце чиновника доступным для обывательских невзгод.
У нас в России воруют все. И при этом, хохоча, приговаривают: Да когда же все это кончится?..
В личных библиотеках наших дарителей, конечно же, имеются произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина. Литература о его творчестве имеется в коллекции Л.С.Полевого и Л.Л.Ермолинского. Но особого внимания заслуживает 9-ти томное собрание сочинений М.Е.Салтыкова- Щедрина в коллекции В.Г.Распутина. Это прижизненное - посмертное издание автора (Санкт-Петербург, 1889-1890 годы. Типография М. М. Стасюлевича). Издание с портретом автора и факсимиле в IX томе.
Из истории издания собрания сочинений:
Только в самое последнее время своей жизни М. Е. Салтыков-Щедрин остановился на мысли о собрании своих сочинены в одно общее издание, к чему он приступил на деле не более как за два месяца до своей кончины.
При распределении в общем собрании прежних своих особых изданий, автор, как то видно из хронологического указателя, не руководился строго хронологическим порядком их появления в свет: в порядке времени поставлены только «Губернские Очерки» (1856-57 г,) на первом месте, а на последнем - «Пошехонская Старина» (1889 г.); в самой середине издания (т. V) помещены «Господа Головлевы»; все остальные расположены, по- видимому, на основании только одного их объема, с целью наиболее равномерного распределения материала между отдельными томами.
Первый том настоящего общего издания был начат печатанием при жизни автора и успел выйти в свет за неделю до его смерти. Предложение издать при первом томе портрет автора было им отклонено; он назначил для того последний том и одобрил именно ту фотографию, 1879 года, которая и послужила оригиналом для приложенной к настоящему тому гравюры с собственноручном подписью автора, заимствованною из его письма 1885 года до начала последней болезни.
Факсимиле: «Забытые слова» - взято из найденных бумаг на столе, после смерти автора; оригинал быль написан в самое последнее время его жизни, и можно думать, что мы имеем пред собою черновой набросок какого-то очерка, который только что начинал слагаться в уме автора, но ограничился отражением на себе той агонии, какую он уже испытывал в неравной борьбе с наступавшею на нею все ближе и ближе смертью.
Материалы для биографии М. Е. Салтыкова, прилагаемые к настоящему тому, содержат в себе преимущественно извлечения из бумаг, найденных в кабинете автора и имевших, видно, цену и в его глазах, так как они были тщательно сохраняемы им в течение нескольких десятков лет. Для будущего биографа значение этих бумаг тем более важно, что они пополняют его образ на других поприщах практической жизни такими чертами, которые могут многое выяснить и в характере его литературной деятельности. Извлечение из переписки с детьми и предсмертный им завет вполне обрисовывают покойного, в его интимной жизни, как семьянина, и притом такими симпатичными чертами, какие не могли бы прийти на мысль тому, кто захотел бы судить о его частном характере и нраве или по его произведениям, или по тому внешнему, часто суровому, облику, какой мог обманывать всех, мало знавших его при жизни лично.
Все 9 томов издания представлены на выставке «Листая строк его страницы» подготовленной к 190-летию со дня рождения М.Е.Салтыкова-Щедрина в фонде редких книг Гуманитарного центра-библиотеки имени семьи Полевых. Приглашаем всех желающих посетить нашу выставку.
Л.В.Педранова
Зав. фондом редких книг
Использованы материалы сайтов: https://www.livelib.ru/book, http://russiahousenews.info/proza-stihi-satira/30-luchshih-tsitat-russkogo-satirika-saltikova-schedrina