- 4118 просмотров
«Песня радости» - «Хава нагила» - в исполнении Натальи Кузнецовой под аккомпанирующие аплодисменты читателей придала особое настроение встрече в Гуманитарном центре, посвящённой выходу в свет в Иркутске сборника еврейского фольклора и публицистики Соломона Бейлина (1858-1942). Писатель, публицист, общественный раввин Иркутска, с юности собирал, обрабатывал и публиковал еврейские сказки, пословицы, поговорки, анекдоты, шутки и загадки. В прошлом году исполнилось 160 лет со дня его рождения. Почти два десятилетия он жил и работал в городе на Ангаре, собирал фольклорный материал и среди евреев, живущих в Прибайкалье. Бейлин был в товарищеских отношениях с Нитом Романовым и Григорием Потаниным, как этнограф участвовал в работе Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества, выступал с лекциями, организованными Иркутской духовной семинарией в Общественном собрании города.
Читатели Гуманитарного центра, успевшие перелистать страницы новой книги, уже оценили образную меткую еврейскую поговорку и пословицу, народный анекдот, немного печальную мудрую и мудрую шутку, хедерные задачки на сообразительность (как, например, перевезти в лодке волка, козу и капусту?). Наиболее понравившиеся зачитывали на вечере вслух для тех, кто ещё не успел познакомиться с книгой: От многих занятий нет удачи; Расстроить дело в состоянии даже и кошка; Он и раввин, и банщик, и – покойник тоже. Ведь Соломон Бейлин каждую поговорку «иллюстрировал» бытовым анекдотом, от которого она произошла.
«До Соломона Бейлина, кажется, никто не интересовался сбором и сохранением еврейского фольклора. В книге представлены как уже публиковавшиеся, так и неизданные ранее исторические, литературные и художественные материалы», - отметила автор-составитель сборника «Сказки забытого раввина. Этнокультурное наследие Соломона Бейлина: еврейский фольклор, публицистика, воспоминания, рассказы», кандидат технических наук, член Союза дизайнеров России Елена Берман. Она в течение полутора лет искала «следы» о С. Бейлине в архивах России и за рубежом.
Известно, что в 1928 году Бейлин вместе с семьёй покинул Иркутск. «Сибирский этап» жизни Соломона Бейлина продолжительностью почти три десятилетия подошёл к концу. Факты о последних 15 годах жизни писателя Е. Берман собирала по «крупицам». Он, его дети, внуки, жили в Москве, Соломон Хаимович писал и публиковал этнографические материалы, чаще всего за рубежом. Но, как отметила исследователь его жизни и творчества, этот период таит много неизвестного. Например, остаются загадкой предвоенные годы жизни писателя и особенно обстоятельства последних дней. Уже документально установлено, что 31 июля 1942 года, когда Соломону Бейлину исполнилось 74 года, его смерть была официально зарегистрирована в Тулуне Иркутской области. Когда он второй раз приехал в Сибирь? По собственной ли воле? Почему его внук, учёный-ядерщик, академик, сохранил совсем немного воспоминаний о родных? Ответов на эти вопросы пока нет. Но радует то, что литературное наследие и имя Соломона Бейлина благодаря книге «Сказки забытого раввина» уже не канут в Лету.