- 3144 просмотра
Что для истории литературы срок длиной в столетие? Или, скажем, в полвека? Оказывается, значительный период для перемен. Например, ещё в середине шестидесятых в Иркутске авторитетные филологи заявляли, что свободный стих чужероден, это пройденный этап в отечественной литературе и в наши дни стих без рифм не приживётся. И оказались неправы. Потому что вышедшая недавно в свет «Антология современного иркутского верлибра» доказала живучесть этого типа стихосложения, его популярность среди поэтов разных поколений, не говоря уже о разнообразии тем, стилей и настроений. Символично, что в изданном в XXI веке сборнике под одной обложкой - верлибры 21 автора. К сожалению, не все смогли прийти на встречу с читателями Гуманитарного центра-библиотеки имени семьи Полевых. Но тем больше было возможности у слушателей на вечере насладиться выразительным звучанием произведений в исполнении самих создателей - Алёны Рычковой-Закаблуковской, Александра Журавского, Анны Тимофеевой, Светланы Михеевой и Артёма Морса.
«Замысел издать антологию возник года два назад, - рассказал составитель книги Артём Морс, который со Светланой Михеевой вместе осуществил задуманное при поддержке Министерства культуры Иркутской области. - В прошлом году в рамках фестиваля «Книгамарт» мы, зная, что в Прибайкалье - много авторов, которые работают свободным стихом, провели встречу «Утро иркутского верлибра», подразумевая и ещё оно значение: «утро» - начало. Ведь для нас верлибр - не спорный, а совершенно бесспорный способ организации поэтической речи. Для нас со Светланой, как и для авторов этой книги, - ныне живущих, так и ушедших, - совершенно не было преград в написании свободного стиха. Этой книгой мы вовсе не хотим отменить классическую поэзию, мы пишем как в привычной, так и в свободной манере. Просто верлибр для нас - форма, инструмент донесения того, что мы хотим сказать. Я работаю в Иркутском областном художественном музее, поэтому приведу аналогию: есть художники, пишущие маслом, а другие работают карандашом, - их работы от этого не считаются менее ценными. Просто есть другие средства, есть разные способы создания произведений искусства».
На вечере Артём Морс прочёл стихи тех, кому не суждено самим перелистать страницы книги: Анатолия Столяревского, Надежды Ярыгиной, Сергея Шаршова, Виталия Науменко. А также верлибры Анатолия Кобенкова, которые нашла ещё один автор «Антологии», писатель Анна Трушкина.