- 4394 просмотра
Пушкинская строка «Поговорим о странностях любви» уже 200 лет вдохновляет многочисленных служителей муз. Она послужила запевом множеству стихов, статей и книг. Любовная тема настолько неисчерпаема, что у авторов, как видим, часто не находится собственных слов по этому поводу. Тогда на помощь приходит классика. Помог поэт определиться с названием и драматургу Геннадию Мамлину, выбиравшему название для своей пьесы.
В год театра именно этот спектакль выбрал для показа на сцене Гуманитарного центра известный театр «Юность» при иркутском Дворце пионеров. Пьеса состоит из двух частей, но режиссёр Алексей Худяков выбрал для показа первую, где отношения героев показаны более ярко.
Бывают писатели-философы, пейзажисты, мечтатели… но нас интересуют писатели-энтомологи, исследующие влияние «тараканов» на ход мыслей и действий героев в пубертатный период. Пьеса Мамлина из этого списка. Итак, для опоздавших на спектакль – краткий пересказ сюжета.
Новоиспечённый студент Саша прилетает в Москву, якобы проведать свою тётю, но уже в подъезде попадает в ловушку (застревает в лифте), подстроенную девушкой Таней. Реплика за репликой – выясняется, что Таня – соседка тётушки, отдыхала летом у Саши в таёжном посёлке, они знакомы и, кажется, испытывают взаимную симпатию. Но разве об этом можно так сразу признаться, да вы что! Любовное притяжение надо обязательно скрыть взаимными обидами, упрёками – иначе неинтересно, и грозит потерей чувства собственной значимости. Сценические подростковые разборки проходят в ритме «шаг вперёд – два назад, укол – комплимент, партнёры меняются местами…». И вот, приходит к зрителю озарение, что и встреча неслучайна, и слова заготовлены, и план действий заранее обдуман. Но герои продолжают «мучать себя, как при царском режиме». Правила игры: кто первый в любви признается – тот лох! А можно выдумывать собственные: сказать – «я девочка, мне можно» и попробуй, возрази.
Примирительного поцелуя в финале не будет: Саша призовёт Таню бросить институт, квартиру в Москве и ехать с ним на новую стройку (БАМ), где тайга, романтика и перспективы дальнейшего роста. Таня слишком горда, чтобы ответить на это завуалированное предложение прямо, и продолжает нагнетать интригу до последнего. Так интереснее.
Пьеса написана в 70-годы прошлого века, поэтому конец истории остаётся загадкой только для непосвящённых. Комсомолка Таня непременно переборет сомнения и по призыву партии и души поедет в далёкие края, чтобы обрести там своё счастье. Иначе эта пьеса в то время рисковала не увидеть свет.
Но это будет потом, а пока наблюдаем за странностями любви и её проявлениями. Для молодых зрителей, заполнивших зал, пьеса будет отражением в зеркале. Старшим тоже будет что вспомнить о себе: свойственно в юности делать глупости, но не учиться на них. Будем продолжать совершать новые и вздыхать после: «Так вот она какая бывает, любовь! Без театра и не признаешь».