- 4912 просмотров
Иркутск – благодарное место для презентации книги о декабристах. Многое в городе и окрестностях помнит и хранит следы пребывания осуждённых на каторгу государственных преступников, в годы советской власти официально вознесённых на трон страдальцев за народное счастье, противников ненавистного царского режима. Писатели и художники внесли свою лепту в создание образов великомучеников, кинодеятели тоже в стороне не остались. Потому многие годы при словах «декабристы в Сибири» воображение рисует мрачные казематы и остроги, тяжёлые тачки с рудой, стёртые до крови руки от кандалов, царских держиморд, тоску и мрак. Благостную официальную картину несколько портят дома-музеи декабристов, где нет ожидаемых земляных полов, стены не покрыты изморозью, и вообще ничего не соотносится с ужасным для русского слуха словом «каторга». Но, как учит нас история, истина часто находится посередине, и обретение её требует большого труда.
Роман-трилогия Эльвиры Альбертовны Каменщиковой «И в Сибири светит солнце» появился в результате многолетней, кропотливой работы, изучения письменных источников, мемуаров и архивов, переписки участников событий. Собранный материал, включающий в себя множество имён и событий, нуждался в некотором размежевании.
Первая часть «Острожники» посвящена отбытию на каторгу тех осуждённых, кому выпал удел отбывать её в Читинском остроге. Вторая – «Каторжный завод» - повествует о жизни каторжан на Петровском железноделательном заводе. Третья – «В начале надежд» - о поселении в Иркутске и его окрестностях.
Сквозной темой книги служит судьба семьи Трубецких, Сергея Петровича и его жены Екатерины Ивановны, что обрела вечный приют с тремя детьми у стен Иркутского Знаменского монастыря.
Автор книги выросла в Чите, тесно связанным с темой декабристов местом. Она ещё застала почерневшие руины церкви Читинского острога, что помнили известных узников. С той поры, по её словам, она «заболела» этой темой. В ходе работы над романом Эльвире Каменщиковой удалось развенчать несколько устойчивых мифов, что переходят из одних источников в другие, дать новое трактование событиям и поступкам реальных исторических персонажей. Они оказались далеки от привычного восприятия, навязанного кинематографом и пропагандой. Книга требует изучения вдумчивого, но и порадует открытиями неравнодушных читателей. Таких в нашем краю отыщется немало, ведь тема до сих пор не закрыта. Но теперь нам предстоит взглянуть на многие исторические имена без скрывающей их завесы романтизма.