- 4411 просмотров
Три успешно проведённых конкурса чтецов «Живое литературное слово» памяти адвоката Дмитрия Васькова вдохновили организаторов на взятие новой высоты, более сложной. Предстояло перед публикой показать своё мастерство в чтении стихов (или всё-таки песен?) Владимира Высоцкого. Конкурсанты, школьники и студенты, пробившиеся в финал через сито отборочных туров, отстаивали своё право на новое прочтение всенародно известных произведений. Что же из ожидаемого сбылось и что закономерно вызвало вопросы к участникам и услышанному со сцены?
Владимир Высоцкий, как известно, при жизни так и не увидел ни одной своей строчки напечатанной. Его стихи были известны всем только через песни, они стали неразрывно связаны в народном сознании с его голосом, интонацией и мелодией. Поколение «50+» учило песни Высоцкого наизусть через магнитофонные записи, что стихийно расходились по стране, звучали чуть ли не из каждого окна. Только через несколько лет после смерти поэта, во времена гласности, вышел в свет его первый сборник стихов. А потом словно прорвало плотину: многотысячными тиражами стали печататься книжки, штамповаться пластинки, выходить воспоминания… Прежде полузапретный Высоцкий стал общедоступен.
«Киоск звукозаписи около пляжа...
Жизнь кончилась и началась распродажа»
Тогда же, с выходом книг, открылось, сколь многого из творчества поэта никогда не звучало со сцены, не было положено на музыку. Казалось бы – вот простор для попытки прочесть Высоцкого по-своему, избежать стереотипов и открыть нам поэта заново. Но нет, большинство конкурсантов предпочли путь короткий, но скользкий: вступили в заочное соревнование с актёром и певцом Высоцким, избрав для выступления широко известные строки. Стихи звучали со сцены, а память неизбежно подсказывала авторский вариант исполнения и заставляла сравнивать. Исход такого «поединка» был предрешён: заученное наизусть явно недотягивало до написанного и исполненного сердцем.
Неудивительно: ведь для многих участников конкурса Высоцкий – фигура мифическая, нечто из прошлого века. Они этот культ, по прошествии времени, воспринимают только по внешним проявлениям. Многие конкурсанты пошли по пути классической художественной декламации, принятой в недавнем прошлом на праздничных концертах. Или же избрали для чтения надрывную минорно-пафосную «беллахмадулинскую» манеру, что выглядело странно и самим стихом категорически отторгалось. Выиграл тот, кто смог найти для известных строк собственную «мелодию» и заставил в неё поверить. Вдвойне выиграл тот, кто открывал слушателям доселе неизвестного Высоцкого. И вот тогда за исполнителя начинаешь искренне переживать, не ищешь неизбежных сравнений и полностью отдаёшься стихии строк известного барда. Но таких потрясений, к сожалению, было немного.
К счастью - несмотря на ограничительные меры конкурс был проведён, мы насладились творчеством Высоцкого, провели смотр юных талантов и сделали выводы. Есть талантливая и читающая молодёжь, а значит есть будущее и надежда встретиться на конкурсе № 5. Кого будем «мучать» следующим?