- 3051 просмотр
Сейчас, благодаря переписи, мы знаем, что Иркутскую область населяют народы 136 национальностей, но до сих пор на карте полно уголков диких, людьми неосвоенных. Несколько веков назад, когда началось освоение Сибири славянами, ситуация и вовсе была не столь впечатляющей. Продвигались вперёд на восток казацкие отряды – зверья всякого встречали в избытке, дивились рыбному речному изобилию, но присутствие человека долго обнаружить не удавалось. Местный народ предпочитал кочевой образ жизни, благо мест пригодных на необъятных здешних просторах было предостаточно, даже за столько времени не успели вытоптать. Наконец узрели «первопроходцы» некие диковинные конусные строения из звериных шкур, подошли и по всем правилам тогдашнего этикета поинтересовались: - Кто-кто в теремочке живёт? Кто оленя пасёт, в лесу ягоду берёт?
Вышли навстречу жители местные и ответствовали: - Кожа твоя белый, глаз широкий, а голова совсем тёмный! Чум, наше исконное жилище, какой-то «тэрэмочкой» обзываешь! Сам откуда будешь, с какого пастбища?
Так и познакомились. Стали рядом жить-поживать, добра наживать. Земли и угодий промысловых всем хватало с излишком, тайга-кормилица прямо у порога начиналась и к ней завсегда относились со всем уважением. В степях тучные стада паслись, пашни нарезались, - с того и жили. Каждый свою веру исповедовал, сохранял национальные традиции в одежде и кухне, праздники отмечал по устоявшемуся народному календарю, родной земли держался и от неё силу черпал. Когда же долго бок о бок живёшь, то поневоле начинаешь перенимать всё лучшее и полезное от соседа. Всем от этого только польза. Я тебе юрту восьмигранную срубить помогу – ты унты научишь шить. На ваш стол гречки чугунок, - нас буузами угостили. И так во всём. Радостно, что несмотря на наступление ширпотребо-пластикового будущего у нас до сих пор живы истоки самобытного и настоящего, сохранённого коренными народами Сибири.