- 4442 просмотра
Такое вам по телевизору не покажут, в кинотеатре подобного не увидеть. Экраны заполнены бесконечными сериалами про «любовь-морковь-разлука» и похождениями мутантов из комиксов: в одних мозг устаёт от тупости происходящего, в других - глаза от смены кадров и спецэффектов. Всё это тянется ровно столько времени, чтобы хватило в паузах наскоро ужин приготовить или слупить ведро попкорна. Рассказать же историю средствами кино и при этом уложиться в несколько минут - здесь талант нужен особый. Но то ли невозможность всунуть в такой фильм много рекламных пауз или зал на непродолжительное время заполнить - незаслуженно пребывает жанр «короткого метра» на задворках внимания, доступен немногим зрителям только в редкие дни фестивальных просмотров. Скажем спасибо Национальному центру кинематографии Франции - его усилиями самый короткий день в году символично назван Днём короткометражного кино. Объявить мало, надо составить программу, организовать просмотры, представить малоизвестную сторону кино во всём многообразии. Здесь Гуманитарный центр всегда готов помочь, мы за любое кино, кроме скучного. На зрительский суд были представлены пять совершенно разноплановых фильмов, снятых российскими режиссерами, имена которых пока известны узкому кругу профессионалов.
Рассказывать о кино словами - дело неблагодарное, но рискнём: возможно, это заставит вас обратиться к поиску в интернете, и вы откроете для себя доселе неизвестный культурный пласт, где «золото» встречается гораздо чаще, чем в полнометражном «порожняке». Итак, рассаживаемся, гасим свет.
Фильм «Нет». Именно так и сказала героиня на романтическом ужине своему кавалеру. Несмотря на четыре года отношений и серьёзность его намерений: кольцо, скрипач у столика, букет роз в ведре… Свой отказ дама начала формулировать столь изощрённо и запутанно, что это больше напоминало поедание мозга чайной ложечкой. Странно, но режиссёр и автор сценария - мужчина. Чётко следуя женской логике, в конце фильма дама даёт понять, что «калитка отношений» не закрыта и… Финал остался открытым: мы так и не узнали, сел ли герой вслед за ней в такси, или остался. Хочется верить в последнее: тряпочным мужикам не следует оставлять потомство.
Фильм «Взятка». Этот эпизод, если бы не современные узнаваемые реалии, вполне мог составить золотой фонд сатирического киножурнала «Фитиль». Круговорот денег (взяток) в природе показан и сыгран настолько достоверно и остроумно, что в происходящее веришь сразу, как бы печально оно не было. До большого экрана такой ленте путь, по известным мотивам, заказан.
Антон Павлович Чехов до сих пор остаётся самым известным сценаристом русского кинематографа. Не счесть, сколько его произведений уже экранизировано, и вот ещё одно дождалось своего часа. Короткий рассказ «На чужбине» поставлен с размахом полнометражного кино. Подлинные интерьеры барской усадьбы, декорации, реквизит, костюмы. В такой обстановке актёры «купаются» в своих ролях. Позвольте, я не узнаю вас в гриме, месье Шампунь… Да неужели! Кристофер Ламберт! Тот самый «Горец»?! Вот вам и русский короткий метр, что позволяет приглашать мировых звёзд. Здесь все хороши, даже в эпизодах. Браво!
Фильм «Кастинг». Тщеславная мамаша приводит свою хрупкую, стеснительную девчушку на кастинг в студию. Там сотни таких же юных дарований, подгоняемые волей родителей, пытаются попасть в заманчивый мир большого кино или телевизора, читая стишки под пристальными взглядами отборочной комиссии. Девочке страшно, стеснительно, она зажимается, мамаша интеллигентно психует. По ходу действия они меняются ролями - вскоре даме предстоит пройти кастинг на роль настоящей матери, когда её дочь случайно заблудилась в бесконечных коридорах телецентра.
Фильм «Рикошет» начинается по канонам криминальной драмы, а заканчивается чёрной пародией на неё. До самых последних минут зритель в неведении вместе с героями, как роковые «обознатушки» для многих обернутся. Смотреть от начала до конца не отрываясь - здесь выйти «чайку налить» не получится, короткий метр пауз не терпит.
Пять фильмов за час. Такое возможно, и, как оказалось, очень интересно, хотя мы только чуть смахнули пыль с больших залежей короткометражного материала. В этой мало тронутой груде ещё много прекрасных лент, не поленитесь, оторвитесь от «тупого ящика», откройте для себя мир талантливо рассказанных киноисторий. Воздастся вам сторицей.